Pages

Ни один художник не бывает художником изо дня в день, все двадцать четыре часа в сутки; все истинное непреходящее, что ему удается создать, он создает лишь в немногие и редкие минуты вдохновения.
Стефан Цвейг

марта 09, 2017

Игры разума

Во время моих очередных блужданий по ozon.ru наткнулась на занятную книгу "Объясняя религию. Природа религиозного мышления". Автор французский антрополог. Книга была написана 15 лет назад в 2002, а на русский переведена лишь в прошлом году. Пройти мимо не смогла. Только не сейчас! Мы же переживаем очередное средневековье - крестовые походы с разворотом на 180 градусов, оскорбленные и негодующие верующие, запрещенные выставки, обещания сжеть кинотеатры. Костры инквизиции продолжают гореть... 
А книга интересна тем, что разговор в ней ведется не об одной или двух религиях, а о целом букете верований и культов, существующих по всему миру. Объяснение возникновения и развития идеи религии, как плода человеческого сознания, строится именно на анализе совокупности многообразия мировых верований и религиозных учений. Кроме того, в книге собраны описания и результаты огромного количества научных экспериментов, которые проводили антропологи и психологи по всему миру среди детей и взрослых. Ну и, конечно, описания религий и обрядов. Люди не очень оригинальны в объектах своих верований, но некоторые культы принимают весьма экзотические формы...
Сильные эмоции я начинала ощущать с первых же глав, и вечером того же дня основательно вынесла мозг ближнему окружению своими впечатлениями. Потом немного успокоилась, но интерес никуда не пропал, хотя перевод на русский, признаться, малость "канцелярский". 
В семье мне никогда не пытались навазять ни религиозные, ни атеистические взгляды, мне просто предлагали литературу. А там были и мифы, и оба завета с библией, и основы генетики и познавательная физика. Коран не читала, хотя, думаю, было бы интересно. Выводы я должна была сделать для себя сама. Единственное, что было действительное привито, это терпимость, которая подразумевает две вещи. Во-первых, вопрос веры является личным и, в некотором смысле, интимным делом каждого, поэтому начинать разговор с малознакомым человеком со слов "Веруете ли вы в Бога?" не очень прилично. Во-вторых, не надо никому навязвывать свои воззрения в вопросе веры - Боги бывают разные. Выводы я сделала, взгляды мои с течением времени менялись, но до сих пор меня занимает вопрос - почему люди верят. Нет, не так. Почему хорошо образованные, психически адекватные люди, искренне верят в то, что в лучшем случае недоказуемо, а в худшем - противоречит законам естественных наук, которые эти же люди признают доказанными и корректными. В этой нестыковке для меня заключается величайший парадокс человеческого сознания.
Я понимаю, приятие нравственных и этических установок, транслируемых отдельными религиями, но как только речь заходит о божественных исцелениях, мироточении, и всплывают эпизоды, явно расходящиеся с научнодоказанными фактами,.. это отдает гомеопатией дешёвым мошенничеством. Как же так выходит, что в одних и тех же, причем не самых дурных мозгах, уживаются и наука, и это незримое всемогущее, нарушающее все физические законы природы? Не исключено, что как раз таки наш разум и играет с нами эту злую шутку...

Комментариев нет: