Ни один художник не бывает художником изо дня в день, все двадцать четыре часа в сутки; все истинное непреходящее, что ему удается создать, он создает лишь в немногие и редкие минуты вдохновения.
Стефан Цвейг

мая 07, 2008

Твой синий, мой синий...

Не задавались ли вы когда-нибудь вопросами из серии, «таким же синим видится этот предмет моему соседу, каким он видится мне; один ли и тот же цвет мы себе представляем думая о бежевом»? Может кому-то это покажется забавным, но у меня в детстве, да и потом тоже, возникали такие вопросы, особенно когда мой папа идентифицировал какую-то вещь как зеленую, а я как синюю. Поводом для углубления в эту тему стала глава книги Стивена Фрая (Stephen Fry)*, где обсуждался вопрос о том, какого цвета было небо для древних греков. Ко всему этому добавился эпизод, когда мы с моим преподавателем живописи выясняли, что каждый из нас понимает под цветом индиго. Все это подтолкнуло меня к более детальному изучению вопроса цветовосприятия и цветоразличения.
К настоящему моменту я прочитала несколько статей и научных работ по данной теме, значительная часть материалов на английском языке, но есть и работы отечественных специалистов. Изучение ведется нейрофизиологами, лингвистами, антропологами, культурологами, психологами и другими специалистами. Но чем больше я погружаюсь в данный вопрос, тем очевидней становится, что он как и многие другие сложные явления находится на стыке наук, и было бы некорректно анализировать его исключительно с позиций нейрофизиологии или только лингвистики.
Стартовой точкой большинства исследований является утверждение «если в языке нет соответствующего слова для обозначения цвета, то этот цвет не воспринимается в тех или иных сообществах», дальше идут эксперименты и споры об интерпретации их результатов.
Думаю, нет смысла пускаться в пересказы прочитанного материала (желающие смогут обратиться к первоисточникам по ссылкам, их я непременно оставлю). В блоге я хочу привести лишь то, что, на мой взгляд, является интересным: некоторые факты, исследования и результаты экспериментов. Видимо мои изыскания в этой области выльются в несколько статей, т.к., во-первых, не хочется очень длинных постов, во-вторых, не стоит все валить в одну кучу и, в-третьих, я все еще изучаю вопрос.
Продолжение следует...
* Стивен Фрай (Stephen Fry). Книга всеобщих заблуждений (The Book Of General Ignorance). Фантом-пресс, 2008г.
Отправить комментарий