Ни один художник не бывает художником изо дня в день, все двадцать четыре часа в сутки; все истинное непреходящее, что ему удается создать, он создает лишь в немногие и редкие минуты вдохновения.
Стефан Цвейг

марта 27, 2008

О холстах...

Вот холст, белый и пустой... впрочем, лучше сказать, чистый, незаписанный. Он то, что может стать произведение искусства, бессмертным шедевром или учебной работой, удел которой стоять лицом к стене и ждать своего второго шанса. Но сам по себе, еще без красочного слоя, холст уже в некотором смысле произведение. Натяжка, проклейка, грунтовка, импримитура. От точности и аккуратности выполнения этих подготовительных действий зависит вся дальнейшая жизнь еще не родившегося шедевра.
И вот он передо мной, казалось бы, готовый безропотно принять на себя любую фантазию. Но нет, совсем не любую, далеко не любую. У холста есть форма, есть фактура, и они во многом задают характер будущего живописного слоя. Формат и фактура холста это те же выразительные средства, ничуть не уступающие по своей значимости цвету и форме...
В магазинах сейчас можно купить готовый холст. Уже натянутый, проклеенный, загрунтованный. Но, наверное, все-таки есть зерно истины в словах тех, кто говорит, что художник не может считаться мастером, если он не умеет готовить холст. Мне кажется, в процессе физической подготовки холста сам мастер готовится духовно. Идея будущего произведения дозревает, формируется его облик, продумывается композиция, цветовые и технические решения.
Увы, пока что это умозаключение носит скорее теоретический характер, эмпирическую базу я под него временно подвести не могу. Но приобрести этот опыт, а кроме того и профессиональный навык, я очень хочу. Заниматься подготовкой холста лучше, конечно, в мастерской или на даче, ванная городской квартиры не самое подходящее для этого место. Мастерской у меня нет, т.ч. придется дождаться дачного сезона, а пока вооружиться теоретическими знаниями.
Сейчас я покупаю холсты в магазине. Но даже пока выбираешь из уже готовых холстов зачастую возникают идею будущих картин. Идеи эти обусловлены именно формой и фактурой исходного материала. Да, пожалуй, это не самый распространенный вариант выбора темы и сюжета будущей работы, и уж тем более не основной. Обычно все-таки идут от идеи произведения к средствам ее воплощения. Но и выбор средств играет далеко не последнюю роль.
Отправить комментарий