Ни один художник не бывает художником изо дня в день, все двадцать четыре часа в сутки; все истинное непреходящее, что ему удается создать, он создает лишь в немногие и редкие минуты вдохновения.
Стефан Цвейг

августа 14, 2008

"Школа мусорного ящика" (The Ashcan School)


Эш кен Скул (The Ashcan School) или "Школа мусорного ящика" - реалистическое направление в живописи, возникшее в США в начале ХХ века. Отличительной чертой направления являются сюжеты, отражающие повседневную жизнь бедных кварталов Нью-Йорка. Это направление в американской живописи тесно связано с так называемой "Восьмеркой" - группой художников, объединявшей пять основных представителей Эш Кен Скул: Роберта Генри, Вильяма Глакенса, Джорджа Лукса, Иверетта Шинна и Джона Слоана, а так же еще трех художников Мориса Прендергаста, Эрнеста Лоусона и Артура Б. Дэвиеса.
Начало ХХ века ознаменовалось бурным ростом американских городов. Заполненные клерками и рабочими, владельцами магазинов и иммигрантами, города расширялись и расползались, захватывая все новые территории.
Энергия и многообразие городской жизни привлекли художников, которые стали революционерами американского искусства. Эти художники вошли в историю как "Восьмерка". И хотя как группа они выставлялись лишь однажды, в 1908 года, за несколько лет до легендарного Armory Show, их выставка взбудоражила публику.
Сойдя с проторенной дорожки традиционной светской живописи, "Восьмерка" изображала улицы, машины, мужчин за работой, женщин на отдыхе, и со временем их персонифицированный реализм получил прозвище "школа мусорного ящика".
Роберт Генри - учитель четырех из восьми художников, вошедших в группу, настаивал, что художник должен "создавать картины из окружающей жизни". И жизнь города проносилась перед глазами художников, а не замирала в одной стесненной позе. Она была то грубой то ласковой, то унылой то радостной. Город для них был, как сказал Джон Слоан, "вселенской палитрой, где цвета изменялись, стоило лишь перейти на другую сторону улицы".
"Забудьте про искусство и пишите то, что интересно вам в жизни", - говорил Роберт Генри на своих занятиях. Конечно, лучшие из его учеников не забыли об искусстве, но писали они смело и совершенно по-новому. Они искали сюжеты своих картин на городских улицах. Джон Слоан предпочитал неприглядные рабочие кварталы элегантности пятой авеню. Он наслаждался "гнетущей, захудалой, счастливой, грустной и такой человеческой" жизнью, что обнаружил там.
Основатели Эш Кен Скул взбунтовались против светского американского импрессионизма. (Нечто подобное случилось и в Европе, вспомнить хотя бы Тулуз-Лотрека). Их работы в большинстве своем темные по тону, выхватывали спонтанные моменты жизни и часто изображали проституток, пьяниц, перенаселенные многоквартирные дома с бельем на веревках, боксерские матчи и борцов.
Это были частые, хотя и не единственные, сюжеты их картин. Заостренное внимание художников на нищете и городских буднях стало причиной, по которой американские критики современники «Восьмерки» оттеснили Эш Кен Скул на обочину искусства.
Стремление художников изображать обычных людей и привычную обстановку было лишь отчасти обусловлено занятиями и влиянием Роберта Генри. Для Гланкса, Лукса, Шинна и Слоана это в большей степени объяснялось их опытом работы иллюстраторами в «Филадельфия пресс». Все события за день: убийства, пожары, парады, - находили свое отражение в их быстрых и точных рисунках. Натренироанный взгляд художников с легкостью запечатлевал сцену длившуюся несколько мгновений. Отбрасывая ложную прелесть, они улавливали самую суть настроения города, как никто из американских художников до них.
Как уже отмечалось, Эш Кен Скул не было организованной группой. Впервые термин «ash can» относительно движения в искусстве употребил Арт Йанг в 1916 году, в дальнейшем термин стал использоваться в связи с группой художников, включавшей Генри, Гланкса, Эдварда Хоппера (ученика Генри), Шинна, Слоана, Лукса, Джорджа Беллоуза (так же студент Генри), Мэбл Дуайт и других, в том числе фотографа Якоба Рииса, среди сюжетов которого тоже часто фигурировали окраины Нью-Йорка. Включение в группу Хоппера (от которой он позже отрекся) может показаться несколько ироничным: его изображения городских улиц практически полностью свободны от привычных деталей, не говоря уже о случайных мусорных баках.

Фотографии картин использованные в статье:
1. Robert Henri (born Robert Henry Cozad) (American, 1865-1929), The Laundress, c. 1910, oil on canvas, Phoenix Art Museum
2. George Wesley Bellows (American, 1882-1925), Stag at Sharkey's, 1909, oil on canvas, 36 1/4 x 48 1/4 inches (92 x 122.6 cm), Cleveland Museum of Art
3. George Wesley Bellows, Cliff Dwellers, 1913, oil on canvas, 40 1/8 x 42 inches (101.9 x 106.7 cm), Los Angeles County Museum of Art
4. Everette Shinn (1876-1953) Dancer in White Before the Footlights, 1910; retouched, 1954, oil on canvas, 35 X 39" (88.90 X 99.06 cm.)
5. John Sloan, Sunday, Women Drying Their Hair, 1912, oil on canvas, 25 1/2 x 31 1/2 inches, Addison Gallery of American Art, Phillips Academy, Andover
6. William Glackens (American, 1870-1938), Family Group, 1910 or 1911, oil on canvas, 72 x 84 inches, National Gallery of Art, Washington
7. Edward Hopper, Nighthawks 1942, oil on canvas 84.1 × 152.4 cm, Art Institute of Chicago, Chicago


В статье использовались материалы с сайтов:
http://www.sohoart.com/ashcan.htm
http://en.wikipedia.org/wiki/Ashcan_School
http://www.artlex.com/ArtLex/a/ashcan.html
Отправить комментарий